8 800 200 1588
по россии
+7 495 481 2900
в Москве
+7 812 309 5022
в Санкт-Петербурге

Ничего не работает. Мы бастуем Грузоперевозчики о первом опыте работы с «Платоном».

Внедрение «Платона» — системы сбора денег с большегрузного транспорта — привело к массовым акциям протеста по всей России. Сейчас это главное протестное движение в стране. Дальнобойщики блокируют дороги в самых разных регионах. В Санкт-Петербурге они приехали к Смольному. В Дагестане формируют колонну, чтобы поехать протестовать в Москве. Водителей и их работодателей категорически не устраивает несовершенство «Платона» — систему явно внедрили раньше, чем как следует протестировали. А еще огромные штрафы, которые полагаются за проезд по ранее бесплатным дорогам. «Медуза» поговорила с представителями отрасли о первых днях работы с «Платоном».

Руслан Радуев, индивидуальный предприниматель, владелец компании грузоперевозок

Ничего толком не работает. Этот «Платон» то считает нормально, то считает одно и то же два раза. До ума ничего не доведено. Но смысла дергаться я не вижу, ждем пока государство проснется. Все как обычно: можно же было сначала привести эту штуку в нормальное состояние, а потом уже вводить. Нет, сделаем наоборот, и по ходу пьесы все будем подправлять. Такие вещи должны быть сделаны идеально, тем более, за такие деньги, которые машины сейчас платят.

Пускай опробуют на какой-нибудь одной транспортной компании, которая согласится — есть же такие, которые ходят с грузом по всей России — вот к ним пусть привяжут сначала. Система начнет работать, потом можно всех остальных к ней подключать. И я бы платил эти деньги, если бы они доходили до этих дорог, если бы их делали нормально. Хотя бы федеральные трассы.

Валерия, индивидуальный предприниматель, владелец компании грузоперевозок

Система плохо работает, она не доделана и ведет себя так, как удобно ей, а не так, как нам надо ехать. Мне нужно, например, по одному маршруту свернуть в какую-нибудь деревню, а «Платон» меня ведет совершенно по-другой дороге. И свернуть нельзя — мне штраф придет. Теперь водителям приходится ехать только по маршруту, который показывает система — как следствие, мы начали жечь много лишнего топлива. А недавно водитель ехал по маршруту Москва — Воронеж, и вообще не смог дорогу оплатить, потому что система по пути не работала. Но ждем теперь, когда штраф придет.

А плюс ко всему, этот «Платон» мало того, что деньги собирает, так еще и наши машины ведет исключительно по платным маршрутам. Сейчас у меня будет ехать груз из Нижнего Новгорода на Кубань, есть прямая дорога через Арзамас, а «Платон» ведет через Москву — это лишние двести километров плюс все платные участки дорог соберем. Заказчики в шоке, не только перевозчики. Если будут бастовать дальше, я тоже выгоню свои машины, пусть они едут, проведут хоть десять дней на забастовке. Все это обсуждается на форумах сейчас.

Павел Назукин, руководитель транспортной компании «Звено»

Кому нравится платить три раза за одно и то же? Я считаю, что транспортный налог и сбор «Платона» — это по сути то же самое. И кроме того, мы платим налог на имущество. Конечно, будем цены поднимать. Проблема еще в том, что у «Платона» нет никакого договора, на основании которого мы должны ему платить. Даже на их сайте нет этого договора (а сайт еще и висит постоянно). Нам налоговая в затраты это не поставит, и не понятно, как расходы через бухгалтерию проводить.

Вся страна сейчас бастует, посмотрим, что будет дальше. Вряд ли «Платон», конечно, отменят — привыкнут все. Только мы цены повысим. Все достаточно просто считается: примерно на 5–10 процентов вырастет все, что мы возим.

В центре обслуживания автовладельцев «Платон» в Ростове-на-Дону. 14 ноября 2015-го
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС / Vida Press

Антон Коновалов, генеральный директор онлайн-сервиса перевозок «Везет Всем»

В целом, фидбек от перевозчиков отрицательный. Мы являемся сервисом по грузоперевозкам, поэтому у нас есть возможность отслеживать активность самих перевозчиков. Мы анализируем свои показатели еженедельно, и уже можно сказать, что активность за последние две недели снизилась примерно на 10 процентов. Есть такой показатель как скорость поступления, мы видим, что она упала. Это говорит о том, что базовая активность перевозчиков снизилась. Я не могу это связывать с самим нововведением напрямую, но и исключать этого нельзя. Можно предполагать что все связано с шоковым настроением у дальнобойщиков.

В целом, сама идея создания «Платона» достаточно спорная. Любые налоговые нововведения сказываются негативно на всех. В общем, стало не очень приятно, и настроения не очень хорошие у ребят. Хотя я считаю, что рынок грузоперевозок подошел к тому, что его нужно лицензировать и систематизировать, потому что это как с такси в России — очень много черного «кэша». Вполне возможно, что это попытка государства, каким-то образом его отделить. Взаиморасчеты придется проводить не наличными, а с помощью электронных платежей, и в этом единственный плюс «Платона».

Развитие ситуации я вижу так: в конечном итоге все будет упираться в себестоимость перевозки, а она вырастет. И понятно, что в этой ситуации перевозчик все затраты будет перекладывать на плечи заказчика.

Сергей Фокин, дальнобойщик и индивидуальный предприниматель, Тверская область

Конечно, я против. Вводится система «Платон», а об этом нигде ни слова — ни один канал толком ничего не сказал. И сразу нереальная плата, а у меня — и, таких как я, миллион — кредиты. Это в год 500–600 тысяч рублей. Добавляем налоги и сборы и плюсуем к ним «Платона». Получаем «лимон» в год с таких как я. Говорят, что нам дороги, типа, будут делать. Хорошо, но почему для этогокакой-то Ротенберг (сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь является совладельцем компании «РТ-Инвест транспортные системы» — оператора «Платона» — прим. «Медузы») будет собирать с меня деньги и устанавливать мне штраф. Он кто такой вообще?

И самый главный вопрос. Почему нас не слышит правительство? Почему Путин, получается, нас слил? Дальнобойщики ведь — настоящие дальнобойщики — это ведь как шахтеры на Донбассе! А нас просто проигнорировали и нагнули. Собираюсь лично во всех акциях участвовать, и очень уж хочется, чтоб нас услышали.

Ани Оганесян

Москва

Источник: Meduza